Памятник П.И. Чайковскому

Памятник Чайковскому – выдающемуся русскому композитору, расположен в Симферополе на территории музыкального училища имени П.И Чайковского (улица Набережная, 31). 

Памятник П.И. Чайковскому

Памятник был открыт в 1986 году. Автором проекта является В. Гордеев.

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-1893)

Чайковский П.И. великий русский композитор П.И. Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске, Вятской губернии. Его отцом был горный инженер, начальник Камско-Воткинского завода. В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Чайковскому суждено было родиться в замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время по делам, они писали друг другу подробные письма – отчеты о своей жизни и жизни своих детей.

В 1850 году Чайковского отдали на учебу в Училище правоведения в Петербурге, готовя его к карьере юриста, но и там он не оставляет занятий музыкой. В 1855-1858 годах он брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был не слишком высокого мнения о способностях своего ученика. В период учебы в Училище произошли два трагических события, оставившие огромное впечатление на юного Чайковского. Цепь несчастий началась, когда 10-летний Чайковский заболел скарлатиной и заразил другого мальчика, Колю Вакара, который умер. А вскоре, едва оправившись от сильнейшего потрясения, Чайковский переживает еще одно страшное горе: от холеры умерла его мать, Александра Андреевна Чайковская. Будущий композитор вновь пережил потрясение, оставившее след на всю жизнь. Фактически с 14-летнего возраста, с момента кончины матери у Петра Ильича возникло чувство большой ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании.

Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А.Петровой “Анастасия-вальс” и романс “Мой гений, мой ангел, мой друг…”, написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета. Это было первое обращение композитора к стихам этого поэта. На рукописи сделано посвящение романса, но имя скрыто, а вместо него стоит многоточие. Существует предположение, что романс посвящен другу Чайковского по Училищу Сергею Кирееву.

После окончания Училища правоведения, в 1859 году, Чайковский поступил на службу в Министерство юстиции. Однако он продолжал заниматься музыкой как любитель. По собственному желанию (несмотря на скептическое отношение отца) в 1861 году Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 года эти классы были реорганизованы в первую в России Петербургскую консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.

Московская консерватория. Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории. За годы учебы Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера “К Радости”, которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н. Островского – увертюра “Гроза”.

Чиновника из Чайковского не вышло. Оставив службу в мае 1863 года, он сделал окончательный выбор и стал профессиональным музыкантом. В 1865 году Чайковский с отличием окончил консерваторию по классам А.Г. Рубинштейна и Н.И. Зарембы (теория композиции), а затем уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории – Московской, которая через много лет была названа его именем. В Москву Чайковский переехал по приглашению Николая Рубинштейна, брата его учителя. Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. Но в течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась и Первая симфония Чайковского, названная им “Зимние грёзы”. Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н. Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. С драматургом А.Н. Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского “Воевода” (1869).

Будучи профессором консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки), Чайковский много времени уделял преподавательской работе. Через его класс прошли сотни учащихся, среди них был и Сергей Танеев, которому композитор посвятил свою симфоническую фантазию “Франческа да Римини” (1876). Результатом педагогической деятельности Чайковского в стенах Московской консерватории явилось создание им первых для России учебников, учебных планов. Чайковский ввёл также сделанные им переводы на русский язык учебных пособий европейских музыкальных теоретиков.

Создание Четвертой симфонии (1877) и “Евгения Онегина” (1878, первая опера Чайковского на пушкинский сюжет) совпало со сложным моментом его жизни. Стремясь преодолеть свой гомосексуализм, Чайковский в 1877 году сделал попытку жениться на Антонине Ивановне Милюковой. Брак этот оказался крайне несчастливым для обоих; связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства. Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории, где он проработал 13 лет (1866-1878) и уехать из Москвы. В 1878 году он фактически бежал из России и несколько лет жил преимущественно за границей (в Италии и Швейцарии). В это время у Чайковского наблюдались резкие перепады в настроении, он заявлял, что бросает писать музыку и “уходит в каменщики”. Вся его дальнейшая жизнь проходила в постоянных переездах, путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков.

Чайковский и Коля Конради. В 1877 году Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова крупного промышленника, одна из богатейших женщин России, с которой композитор никогда не виделся, предложила Чайковскому субсидию. Благодаря ей Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности в России, в 1885 году он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. Тогда же он поселился под Москвой: с 1885 года жил в селе Майданово, затем во Фроловском (оба близ Клина), а в 1892 году – в самом Клину. Во второй половине 1880-х годов начинается дирижерская деятельность Чайковского сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э.Григом, А.Дворжаком, Г.фон Бюловом, Г.Малером, К.Сен-Сансом и др. Помощь со стороны Н.Ф. фон Мекк, длившаяся до 1890 года, позволила композитору спокойно заниматься творчеством.

Последние 15 лет жизни Чайковского отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы. Регулярно занимаясь дирижированием, в конце 1887 – начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. “Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России”, – записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге. В 1891 году он совершил триумфальную концертную поездку в США. Чайковский создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Среди его произведений 10 опер – “Воевода”, “Ундина” (обе 1869), “Опричник” (1874), “Евгений Онегин” (1878), “Орлеанская дева” (1881), “Мазепа” (1883), “Черевички” (1885), “Чародейка” (1887), “Пиковая дама” (1890), “Иоланта” (1891), 3 балета – “Лебединое озеро” (1877), “Щелкунчик” и “Спящая красавица” (1889). Наиболее известные из симфонических произведений – Шестая патетическая симфония (1880), увертюра “1812 год”, увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” (1893), “Итальянское каприччио” (1880), “Манфред” (1885), фортепьянные и скрипичные концерты. Чайковский – автор 104-х романсов. И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором. В последние годы жизни Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893).

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где 16 октября 1893 года продирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней умер. Долгие годы причину смерти Чайковского никто не подвергал сомнению. Согласно официальной версии, 21 октября Чайковский заболел холерой. Болезнь протекала очень тяжело, 24-го началась агония, а 25 октября 1893 года наступила смерть. Но затем появилась версия о самоубийстве композитора. Врачи В.Б. Бертенсон и А.Л. Зандер, лечившие Чайковского, утверждали, что тот отравился. В предсмертной Шестой симфонии, названной “Патетической”, слишком явно звучит тема смерти, об этом свидетельствуют и подготовительные записи композитора. Символично, что Шестая симфония посвящена племяннику Чайковского Володе Давыдову, покончившему жизнь самоубийством. Потрясающая картина прощания с жизнью, изображенная в Adagio Lamentoso Шестой симфонии, просто не могла не вызвать размышлений, особенно после того, как за первым исполнением симфонии (кстати, кончившимся почти провалом) последовала неожиданная смерть композитора.

Что могло стать причиной возможного самоубийства? Со слов однокашника композитора Н.Б. Якоби, стало известно, что в 1893 году граф Стенбок-Фермор подал жалобу обер-прокурору Сената на то, что Чайковский проявляет неестественное влечение к племяннику графа. Чтобы избежать огласки и позора как для Чайковского, так и для воспитанников училища, Н.Б. Якоби будто бы собрал бывших однокашников композитора и устроил суд чести, на котором Чайковскому было предложено покончить самоубийством. Чайковский мог избрать два способа самоубийства. Первый, традиционный, – принять яд. Это маловероятно, поскольку трудно подобрать яд, по действию схожий с холерой. Второй способ – добровольно заразиться и скрывать заболевание до момента, когда болезнь войдет в неизлечимую стадию. Поскольку в Петербурге в это время свирепствовала холера, то композитору достаточно было пить каждый день сырую воду. Шансы заболеть от этого холерой были достаточно высоки.

Без сомнения, на многом в жизни Чайковского сказывались особенности его сексуальных наклонностей. Гомосексуализм определял очень многое и в его личной жизни, и в его творчестве. Объектами его личной страсти, порой невероятной силы и протяженными во времени, были И.И. Котек, С. Киреев, К.С. Шиловский, В.С. Шиловский… Увлечения глухим воспитанником его брата Модеста Колей Конради, юным итальянским певцом Витторио, 19-летним Эдуардом Заком, покончившим самоубийством… Сохранились их письма и многочисленные фотографии, которые бережно складывались композитором в его личном архиве. Отношение Чайковского к особенностям своих сексуальных наклонностей в разные годы было различным. В молодости случались периоды, когда он презирал себя за это и мучился, боясь широкой огласки. Известна запись, сделанная композитором в марте 1887 года: “Что мне делать, чтобы нормальным быть?”

Хотя, справедливости ради, следует заметить, что отношение в русском обществе к гомосексуализму тогда было достаточно лояльным. По мнению многих современников композитора, “никакие страшные наказания Чайковскому не грозили”, поскольку “даже такой российский деятель, как князь Владимир Мещерский (кстати, тоже выпускник Училища правоведения), не раз попадавший в скандальные истории из-за своих гомосексуальных похождений, не только не был наказан за них, но после очередной весьма нашумевшей истории стал доверенным советником Александра III”.

Действительно ли Чайковский умер от холеры или намеренно ею заразился, выпив сырой воды? Можно ли рассматривать Шестую симфонию как прощание с жизнью перед задуманным самоубийством? Смерть Чайковского по-прежнему оставляет простор для воображения потомков.

Похоронен Чайковский в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств). Надгробие на могиле композитора (ск. П.П. Каменский) установлено в 1897 году – кованая ограда сложного рисунка на высоком цоколе газона, в центре которого гранитная глыба с бронзовым портретом композитора, осененным крыльями ангелов.

В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. В 1940 году был открыт мемориальный музей Чайковского в Воткинске, его именем названы Московская и Киевская консерватории (1940), концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени.

Информация с сайта: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/tihvinskoe/tombs/chaykovsky/chaykovsky.html

Author: slserg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 − 1 =